Первым 240-тонным самосвалом на Удокане управляет женский экипаж
RU
08 Октября 2025

Первым 240-тонным самосвалом на Удокане управляет женский экипаж

Впервые на карьер «Западный» горно-металлургического комбината «Удокан» вышел 240-тонный БелАЗ под управлением женского экипажа. Четыре опытных водителя БЕЛАЗа сели за руль тяжеловеса, который получил имя первооткрывательницы Удоканского месторождения меди — геолога Елизаветы Буровой.

Управление тяжелой карьерной техникой женщинами практиковалось в СССР, встречается как в России, других странах. В России «Удоканская медь» первая компания, создавшая женский экипаж БЕЛАЗа.

Генеральный директор компании Алексей Ящук отметил, женщины как правило водят аккуратнее, при эксплуатации машин снижается аварийность. Он также рассказал об истории выбора имени для БЕЛАЗа. «Елизавета Бурова открыла наше Удоканское месторождение. Мы решили увековечить память и посвятить первый 240-тонный БЕЛАЗ именно этой отважной первооткрывательнице, женщине, которая в суровом климате, на территории, приравненной к крайнему Северу, нашла медь», – отметил генеральный директор компании «Удоканская медь» Алексей Ящук.

Экипажа карьерных самосвалов подбирался исходя из опыта. За плечами Елены Полуэктовой — 13 лет вахтового стажа в разных регионах страны. До того, как сесть за руль карьерного самосвала, она работала кондитером. «Мама уговорила пойти на курсы вождения БелАЗа. Думала, не справлюсь, а потом влюбилась и в машину, и в профессию», — вспоминает Елена. Наталья Ершова также более 13 лет управляет карьерной техникой. «Если бы кто-то в прошлом сказал, что я буду водить БЕЛАЗ, я бы рассмеялась. Когда в первый раз увидела машину, 50-тонный самосвал, были сомнения. Но затем, с опытом пришла и уверенность в собственных силах», — поделилась Наталья.

Сегодня на «Удокане» трудятся более 500 женщин — это около 13% от численности персонала. Они работают не только на административных и инженерных должностях, но и в традиционно «мужских» профессиях — геологи, маркшейдеры, крановщицы, флотаторы, энергетики.

Для первого 240-тонника «Елизавета Бурова» на ГМК создали уникальный дизайн, художники вручную расписали защитный козырек его кузова. В рисунке они использовали символ Забайкалья – цветок багульника, медные и зеленые оттенки. Рисунок нанесен на БЕЛАЗ специальными красками, которые стойко переносят перепады температур и техническое воздействие. Аэрографика выполнена художниками-графистами читинской творческой студии.

Елизавета Ивановна Бурова, старший геолог Сосновской экспедиции Первого Главного геологического управления, открыла Удоканское месторождение меди в 1949 году. Экспедиция проходила в сложнейших погодных условиях труднодоступного севера Забайкалья. За открытие в 1966 году она была удостоена Ленинской премии. Елизавета Ивановна родилась 15 августа 1913 года в подмосковном селе Кесьяны, окончила педагогическое училище, в 1939 году – Московский геологоразведочный институт. Работала во Всесоюзном геологическом фонде, а с 1940 года – в Иркутске в Восточно-Сибирском геологическом управлении.

До конца года на участки «Западный» выйдут еще 7 самосвалов 240-тонников. Всего сегодня на Удоканском месторождении меди задействовано 59 самосвалов марки БЕЛАЗ. Новая машина отличается повышенной подъёмной мощностью, топливной экономичностью, манёвренным рулём и надёжной системой тормозов. Безопасность и комфорт водителей обеспечивают интегрированные системы ROPS/FOPS, современный климат-контроль и шумоизоляция кабины. Заводской бортовой компьютер выводит на панель управления все параметры работы и подаёт сигналы оповещения.

Новая техника позволит перевозить большее количество руды, необходимое для расширения мощностей ГМК.